Результаты заседания инициативной группы в Киеве 12.09.2009 следующие. На заседании присутствовало 6 участников форума. Остальные участники форума могли следить за обсуждением в режиме on-line.
По первому вопросу повестки дня "Про організаційно-правову форму об’єднання землевпорядників" были наиболее жаркие дискуссии. Напомним участникам форума, что ранее біло предложено три формы организации: ассоциация в форме хозяйствующего субъекта; всеукраинская общественная организация объединяющая индивидуальных и коллективных членов; организация работодателей, объединяющая владельцев частных предприятий.
Участники пришли к единому мнению о том, что выбор той или иной организационно-правовой формы объединения зависит напрямую от того, какие цели и задачи ставит перед собой организация и насколько эти цели и задачи могут быть достигнуты в рамках конкретной организационно-правовой формы. Иными словами та или другая организационно-правовая форма ограничивает и диктует определенные рамки поведения организации.
Если рассматривать ассоциацию как хозяйствующего субъекта, то этот вид объединения является своеобразным монопольным образованием сродни картелю и преследует прежде всего координацию хозяйственной деятельности предприятий, входящих в него. Это напрямую вытекает из п.1 ст.120 Хозяйственного кодекса Украины: "Асоціація - договірне об'єднання, створене з метою постійної координації господарської діяльності підприємств, що об'єдналися, шляхом централізації однієї або кількох виробничих та управлінських функцій, розвитку спеціалізації і кооперації виробництва, організації спільних виробництв на основі об'єднання учасниками фінансових та матеріальних ресурсів для задоволення переважно господарських потреб учасників асоціації."
Исходя из проблем, которые недавно возникли в нашей отрасли, прежде всего в связи с выходом Постановы 844, координация хозяйственной деятельности аж никак не является приоритетной целью объединения предприятий и землеустроителей. Координация хозяйственной деятельности необходима в современном обществе развитой демократии как форма смягчения конкурентной борьбы. Наша же отрасль пока не испытывает острой конкурентной борьбы между предприятиями, а украинское общество никак не может считаться демократическим. Напротив, то, что происходит сегодня, является беспрецедентным подавлением властью любой конкуренции в угоду одного-двух монополистов для того чтобы направить все финансовые потоки в одно русло - русло клана Юлии Тимошенко. Таким образом, наша проблема - сама нынешняя власть. Отсюда следует, что объединение должно быть неким инструментом для борьбы за права и законные интересы землеустроителей и частных предприятий, работающих в этой отрасли, в том числе для борьбы против подобных грубых проявлений политического популизма, как в случае с 844 Постановой, в угоду сиюминутных PR-выгод Тимошенко. Исходя из этого, ассоциация в форме хозяйствующего объединения вряд ли сможет быть надежным инструментом для диалога, а в некоторых случаях и борьбы с властью.
Еще одним аргументом против ассоциации является то, что она в значительной степени ограничивает членство. Согласно закону членами ассоциации могут быть только предприятия. В этой связи несложно представить картину, что в случае создания ассоциации в нее вступят не так уж много предприятий. Ну, например, на сегодняшний день свое желание о том, чтобы быть представителем объединения в регионах высказало около 21 участника форума. Предположим, что все они являются директорами или владельцами предприятий и выступили участниками ассоциации. После создания и регистрации ассоциации ее руководство по распоряжению участников обратися, например, в Кабинет Министров, а также в Генеральную Прокуратуру и в административный суд с заявлением о немедленной отмене 844 Постановы, нарушающей все мыслимые и не мыслимые законы Украины. Как Вы думаете, долго ли после подобного заявления просуществуют предприятия, вошедшие в ассоциацию? Да их просто немедленно по распоряжению Ю. Тимошенко помножат на ноль, размажут по стенке средствами налоговой милиции, УБЭП, УБОП и т.д.! Вместе с исчезновением членов ассоциации, вскорости исчезнет и сама ассоциация, дерзнувшая оспаривать постановление Юли.
Всех этих недостатков лишена всеукраинская общественная организация. Поскольку она объединяет граждан, ее нельзя поставить к стенке и бессмысленно и невозможно давить на ее членов. Кроме того, благодаря своей организационно-правовой форме она способна обеспечить массовость своих членов. А чем нас больше – тем мы сильнее.
В тоже время некоторые участники инициативной группы обратили внимание на то, что очень важно объединить именно частные предприятия, работающие в сфере землеустройства, под крышей организации. По их мнению, всеукраинская общественная организация вряд ли сможет с этим справиться. В свое время форумчане также неоднократно писали, что общественная организация не допускает коллективного членства.
Однако, как показало более детальное изучение этого вопроса и дальнейший ход дискуссии, организационно-правовая форма в виде всеукраинской общественной организации не отвергает участия предприятий в объединении. Участниками инициативной группы был проанализирован устав Всеукраинской общественной организации «Эксперты Украины». Председателем этой организации является ректор Киево-Могилянской академии Брюховецкий В.С.. Его то, нельзя заподозрить в отсутствии правовой культуры и познаний в области юриспруденции. Точно так же нельзя поставить под сомнений отсутствие оной у Министерства юстиции Украины, зарегистрировавшего устав данной общественной организации в 2007 году. В разделе «Членство» в уставе этой организации записано: «Членство в Організації є добровільним і може бути індивідуальним і колективним. Індивідуальними членами Організації можуть бути особи, які визнають Статут Організації та сприяють реалізації її цілей. Колективними членами Організації є об'єднання громадян, колективи підприємств, установ і організацій, господарських товариств, які визнають Статут Організації та прийняті Президією до членів Організації на підставі заяви». Получается, что формально членами организации являются физические лица, поскольку коллективы предприятий также состоят из физических лиц, но фактически представлять по доверенности коллективы предприятий могут сами предприятия как юридические лица. Таким образом, вступление в члены организации предприятий оформляется заявлением от коллектива предприятия о желании влиться в ряды организации и доверенностью о том, что коллектив предприятия в организации будет представлять само предприятие, как юридическое лицо. Участники инициативной группы согласились, что подобная практика по участию в общественных организациях как коллективных, так и индивидуальных членов, заслуживает внимания и ее целесообразно использовать в объединении землеустроителей.
Был рассмотрен так же вариант с созданием объединения работодателей. Этот вид организационно-правовой формы объединения интересен и имеет ряд позитивных сторон, но в виду существенной сложности создания и длительности регистрации может быть использован несколько позднее, когда сама отрасль будет готова к этому.
Принимая во внимание все вышеизложенное, участники инициативной группы приняли решение рекомендовать учредительному съезду создать объединение землеустроителей и частных предприятий отрасли в виде Всеукраинской общественной организации.
По второму вопросу повестки дня «Про назву організації» было предложено принять за основу и предложить для голосования на съезде следующее название : Всеукраїнська громадська організація «Асоціація землевпорядників та геодезистів України».
По третьему вопросу повестки дня «Про статутні документи організації» было принято решение в кратчайший срок вместе с коллегами из Харькова, имеющими опыт в создании подобной организации в Харьковской области, подготовить уставные документы организации.
По четвертому вопросу повестки дня «Про проведення установчого з’їзду організації» было принято решение, во-первых, обратится к участникам форума, изъявивших желание представлять организацию в регионах провести работу на местах по привлечению и консолидации местных предприятий и создать региональные инициативные группы, во-вторых, подготовить документы и отработать мероприятия по проведению съезда.